Кэт Бильбо
Священник Павел Адельгейм, Неделя 2-я поста
adelgeim.livejournal.com/124174.html
Из года в год во второе воскресенье Великого поста церковь собирает нас почтить память святителя Григория Паламы, архиепископа города Солунь. Тем самым Церковь утверждает универсальность созерцания и богословия, раскрытые в личном опыте духовной жизни Григория Паламы. Он раскрывает учение о нетварных энергиях, божественной природе фаворского света и путях единения человека с Богом. Церковная песнь именует его «сыном света невечернего». Как маяк указывает кораблям фарватер и предупреждает об опасности, духовный опыт Паламы проникает подвиг молитвенного созерцания и раскрывает его богословский смысл. Подлинное богословие вырастает из молитвенного созерцания.
Святитель Григорий Палама родился в 14 веке и был современником преподобного Сергия Радонежского. Он вырос в благочестивой семье при дворе византийского императора. Умирая, его отец вручил попечение о своём семействе Пресвятой Богородице. Григорий Палама с ранних лет проникся любовью ко Христу и Деве Марии и стремился к духовной жизни. Он стремился узнать Христа не с чужих слов, но в личном общении с Ним. С раннего детства Григорий ходил в храм, читал Евангелие, стремился к целомудрию и благочестию. Его отличали сосредоточенность ума, неприхотливость и кротость. Григорий Палама получил прекрасное образование. Близость к императору и личные дарования открывали блестящие перспективы карьеры. Император отмечал его способности и хотел, чтобы он послужил империи. Когда Григорию исполнилось 20 лет, он решительно попросил отпустить его от двора и ушёл на святую гору Афон.
читать дальше
Учение Григория Паламы о божественных энергиях, которые могут пронизывать человеческую душу и тело, делая их светоносными, было неожиданным и для многих совершенно непонятным, но для тех подвижников, которые искали богообщения в подвиге, оно было действительностью. Чтобы приобщиться к подвигу святых подвижников, чтобы божественная благодать преобразила наши души, нашу природу и привела её к божественной славе, нам необходимы те же усилия, какие употребляли афонские подвижники. Мы называем подвижниками тех, кто несет подвиги. Подвиг необходимо понести каждому христианину. Святитель Григорий Палама объясняет как возможно богообщение и указывает средства, необходимые для стяжания Святого Духа.
Прежде всего, это хранение памяти Божьей. Мы вспоминаем о Боге утром и вечером. В другое время заняты своей суетой и не вспомним о Боге. Хранение памяти Божьей требует, чтобы мы не только на вечерней и утренней молитве помнили о Боге, но чтобы в течение всего дня снова и снова обращали своё внимание к Богу. Мы носим на груди крест и помещаем иконы там, где мы находимся, чтобы они напоминали нам о присутствии Божием. В Ветхом завете постоянное памятование о Боге выражали словами: «ходить перед Богом». Праведники постоянно осознавали себя в божественном присутствии. На западной Украине, в Польше было принято ставить «поклонные кресты» на перекрестках. Увидит путник крест, вспомнит о Боге и поклонится Ему. Помнить о Боге и ходить перед Богом является необходимым условием духовной жизни.
Второе средство – хранить свой язык от пустых слов. «Положи, Господи, хранение устам моим, и дверь ограждения о устах моих». Язык отворяет дверь в сердце. Сквозь неё входят в душу соблазны. Мы разговариваем с утра до вечера о нужном и не нужном, выстуживая душу. Если печь натоплена, а заслонка не закрыта, всё тепло уходит в трубу. Так внутренняя жизнь, ее тепло и горение через язык, как сквозь трубу, уходит в пустоту. Сквозь открытые двери выносят грабители сокровища: «Увы мне, прелестью лукавою увещану и окрадену». Кто хочет «богатеть в Бога», должен хранить язык от пустословия. Хранения языка от пустых разговоров требует духовное делание.
Третье средство - хранить ум от пустых мечтаний и воображение целомудренным, Встанет человек на молитву, а ум блуждает. Кто планы строит, кто жилище украшает, кто чинит автомобиль, оставляя слова молитвы бесплодными.
Четвертое средство - хранить сердце от страстей. Глубоко сердце человека и живут в нем разные помыслы. Греховные волнения и нечистые помыслы нужно отсекать. Страстный помысел зачинает грех. Услаждаясь страстным помыслом, отнимаем у Бога свое сердце. Отсекая страстные помыслы, храним сердце в памяти Божией, молитве, любви и чистоте.
Пятое средство - хранить совесть. Ее голос должен быть звонким. Это голос Божий, различающий добро и зло. Совесть подобна будильнику. Если проснешься от ее звонка, но не поднимешься сразу, уснешь еще крепче. Так совесть зовет. Если не откликаемся, её голос затихает и умолкает.
Духовная жизнь требует усилий: «без труда не вынешь рыбку из пруда», - говорит пословица. Ради жизни вечной надо потрудиться, как трудились подвижники, исполняя главную задачу христианской жизни, которую преподобный Серафим Саровский определил как «стяжание Духа Святого».
adelgeim.livejournal.com/124174.html
Из года в год во второе воскресенье Великого поста церковь собирает нас почтить память святителя Григория Паламы, архиепископа города Солунь. Тем самым Церковь утверждает универсальность созерцания и богословия, раскрытые в личном опыте духовной жизни Григория Паламы. Он раскрывает учение о нетварных энергиях, божественной природе фаворского света и путях единения человека с Богом. Церковная песнь именует его «сыном света невечернего». Как маяк указывает кораблям фарватер и предупреждает об опасности, духовный опыт Паламы проникает подвиг молитвенного созерцания и раскрывает его богословский смысл. Подлинное богословие вырастает из молитвенного созерцания.
Святитель Григорий Палама родился в 14 веке и был современником преподобного Сергия Радонежского. Он вырос в благочестивой семье при дворе византийского императора. Умирая, его отец вручил попечение о своём семействе Пресвятой Богородице. Григорий Палама с ранних лет проникся любовью ко Христу и Деве Марии и стремился к духовной жизни. Он стремился узнать Христа не с чужих слов, но в личном общении с Ним. С раннего детства Григорий ходил в храм, читал Евангелие, стремился к целомудрию и благочестию. Его отличали сосредоточенность ума, неприхотливость и кротость. Григорий Палама получил прекрасное образование. Близость к императору и личные дарования открывали блестящие перспективы карьеры. Император отмечал его способности и хотел, чтобы он послужил империи. Когда Григорию исполнилось 20 лет, он решительно попросил отпустить его от двора и ушёл на святую гору Афон.
читать дальше
Учение Григория Паламы о божественных энергиях, которые могут пронизывать человеческую душу и тело, делая их светоносными, было неожиданным и для многих совершенно непонятным, но для тех подвижников, которые искали богообщения в подвиге, оно было действительностью. Чтобы приобщиться к подвигу святых подвижников, чтобы божественная благодать преобразила наши души, нашу природу и привела её к божественной славе, нам необходимы те же усилия, какие употребляли афонские подвижники. Мы называем подвижниками тех, кто несет подвиги. Подвиг необходимо понести каждому христианину. Святитель Григорий Палама объясняет как возможно богообщение и указывает средства, необходимые для стяжания Святого Духа.
Прежде всего, это хранение памяти Божьей. Мы вспоминаем о Боге утром и вечером. В другое время заняты своей суетой и не вспомним о Боге. Хранение памяти Божьей требует, чтобы мы не только на вечерней и утренней молитве помнили о Боге, но чтобы в течение всего дня снова и снова обращали своё внимание к Богу. Мы носим на груди крест и помещаем иконы там, где мы находимся, чтобы они напоминали нам о присутствии Божием. В Ветхом завете постоянное памятование о Боге выражали словами: «ходить перед Богом». Праведники постоянно осознавали себя в божественном присутствии. На западной Украине, в Польше было принято ставить «поклонные кресты» на перекрестках. Увидит путник крест, вспомнит о Боге и поклонится Ему. Помнить о Боге и ходить перед Богом является необходимым условием духовной жизни.
Второе средство – хранить свой язык от пустых слов. «Положи, Господи, хранение устам моим, и дверь ограждения о устах моих». Язык отворяет дверь в сердце. Сквозь неё входят в душу соблазны. Мы разговариваем с утра до вечера о нужном и не нужном, выстуживая душу. Если печь натоплена, а заслонка не закрыта, всё тепло уходит в трубу. Так внутренняя жизнь, ее тепло и горение через язык, как сквозь трубу, уходит в пустоту. Сквозь открытые двери выносят грабители сокровища: «Увы мне, прелестью лукавою увещану и окрадену». Кто хочет «богатеть в Бога», должен хранить язык от пустословия. Хранения языка от пустых разговоров требует духовное делание.
Третье средство - хранить ум от пустых мечтаний и воображение целомудренным, Встанет человек на молитву, а ум блуждает. Кто планы строит, кто жилище украшает, кто чинит автомобиль, оставляя слова молитвы бесплодными.
Четвертое средство - хранить сердце от страстей. Глубоко сердце человека и живут в нем разные помыслы. Греховные волнения и нечистые помыслы нужно отсекать. Страстный помысел зачинает грех. Услаждаясь страстным помыслом, отнимаем у Бога свое сердце. Отсекая страстные помыслы, храним сердце в памяти Божией, молитве, любви и чистоте.
Пятое средство - хранить совесть. Ее голос должен быть звонким. Это голос Божий, различающий добро и зло. Совесть подобна будильнику. Если проснешься от ее звонка, но не поднимешься сразу, уснешь еще крепче. Так совесть зовет. Если не откликаемся, её голос затихает и умолкает.
Духовная жизнь требует усилий: «без труда не вынешь рыбку из пруда», - говорит пословица. Ради жизни вечной надо потрудиться, как трудились подвижники, исполняя главную задачу христианской жизни, которую преподобный Серафим Саровский определил как «стяжание Духа Святого».